Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
сированных в старообрядчестве... Это привело к реши тельному изменению церковной традиции»328. Так были заложены основы тяжкой ереси «беспоповства». Темной снежной ночью января 1676 года царский во евода Иван Мещеринов сумел взять непреступную кре пость Соловецкого монастыря. Бунт на Соловках был жестоко подавлен. Жители Соловецких вотчин, многочисленных поморских деревень, хотя и не бунтовали, да и «затвориться» им было негде, - однако сочувствовали монахам и в душе практичес ки все - остались на стороне «соловецких страдальцев». СТОЯНИЕ В ГОРДОСТИ Ранее, еще в самом начале нашей книги, мы говорили о том удивительном феномене морского богоискательства мореплавателей Крайнего Севера, для которых почти ежедневная смертельная опасность воспринималась как норма жизни, формирующая особый уклад веры. Такая специфика жизни формировала и достаточно про тиворечивые людские характеры. С одной стороны, помор скому люду были не ведомы многие вечные вопросы аскети- ки, которые остро стояли перед «сухопутными» христиана ми. Мы имеем в виду такие аспекты духовного совершенс твования, как, например, преодоление холодности сердца и равнодушия, стяжания чистоты и искренности в молитве, или же умения в полной мере полагаться на волю Божию. В то же время постоянный риск, возможность помериться си лами с грозной стихией, поглядеть в глаза смерти позволяли на личном опыте узнать, что, как писал поэт: 328 Чумичева О. В. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. Новосибирск, 1998. С. 102. 212
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz