Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
Несмотря на то, что уже с 1669 года шла осада монас тыря стрельцами, лишь в декабре 1674 года в обители «положили не молиться за царя». В марте 1669 года мя тежники уничтожили более 200 книг, признанных ими не соответствующими «старой вере». Древние рукописные книги подверглись корректуре и припискам. Чудом, как явный укор невежественному упорству, уцелела книга, принадлежавшая преподобному Зосиме Соловецкому, где молитва Иисусова указана с благословленным Церковью написанием: «Господи, 1исусе Христе...». Также часослов святителя Филиппа Соловецкого, в котором прописано молиться трегубой (троекратной) «аллилуйей». Но спокойно поразмыслить над ясными свидетель ствами допустимости этих и многих иных так называе мых «никонианских нововведений», ревнителям старины уже было недосуг. К тому времени власть в монастыре окончательно перешла в руки «грубых и невежественных людей», и на стороне приверженцев восстания почти не осталось ни одного иеромонаха. Абсолютное большинс тво монахов-священников были либо противниками вос стания, либо сторонниками умеренного течения, высту павшего за диалог и компромисс. В конечном итоге, из представителей священства бун товщиков продолжали поддерживать лишь иеромонах Леонтий, да самый неукротимый лидер мятежа - архи мандрит Никанор, утешавший единомышленников слова ми: «мы и без священников проживем; священники нам не нужны»327. «К весне 1669 года на Соловках утвержда ется беспоповская практика, наиболее ранняя из зафик 327 История Соловецкого монастыря. С. 107. 211
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz