Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

сем, чтобы умереть»322. Во многих документах того пери­ ода можно найти эсхатологическое восприятие стояния в вере «новыми исповедниками» Соловецкими: «Пощади, Государь, нашу обитель, аще не пощадишь, то время пре­ ставлению света сего быти»323. Надо сказать, Соловецкие монахи, непримиримо от­ носясь к церковным нововведениям и печатным богослу­ жебным книгам, до последнего всячески стремились под­ черкивать свою законопослушность царской власти, ло­ яльность «Великому Государю и помазаннику Божиему»: «Милосердый Государь, не вели больше напрасно при­ сылать к нам учителей, так как мы не изменим прежней православной вере и не нарушим предания апостольского и чина святых отец Зосимы и Савватия; повели, Государь, прислать на нас свой царский меч и переселить нас от сего мятежного жития на безмятежное и вечное»324. Надо понимать, что и жители соловецких поморских вотчин в полной мере разделяли эти настроения. Стре­ мясь показать себя послушными царской воле, в марте 1668 года жители Керети под руководством соловецких монахов «отправили в Москву всю слюду, собранную в Керетской волости в 1667 году»325. И, конечно, в дальней­ шем «основной причиной силы и длительности восстания была тесная связь повстанцев с местным населением». При этом «главным стимулом помогать осажденным был высочайший духовный авторитет обители в Поморье»326. 322 История Соловецкого монастыря. С. 101. 323 Панченко О. В. Соловецкие повести о «Видениях» 1668 года. // Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 467. 324 Макарий (Булгаков), митрополит. История русского раскола, известного под име­ нем старообрядства. СПб., 1855. С. 203. 325 История Соловецкого монастыря. С. 101. 326 Чумичева О. В. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. Новосибирск, 1998. С. 92, 94. 210

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz