Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
предоставил эти сведения в Святейший Синод. Казалось, этим все и закончится, поскольку прославлять святого, совершившего грех убийства, да еще взявшего на себя та кой «странный» подвиг, вряд ли кто рискнет. Тем более в Поморском селе, приверженном расколу. Так что дело это постепенно стало забываться. И тут неожиданно в самом конце 1724 года, спустя поч ти два года, преосвященному Варнаве последовал Указ Святейшего Правительствующего Синода - произвести освидетельствование мощей преподобного Варлаама Ке ретского. Таким образом владыка Варнава оказался перед серь езной проблемой. ИСТОКИ ПРОБЛЕМЫ Керетская волость еще со времен «Соловецкого сиде ния» (1667-1676 гг.) пребывала в расколе, «известном под именем русского старообрядства», что вполне объясни мо, поскольку вся эта волость к 1635 году являлась Соло вецкой монастырской вотчиной. К моменту Соловецкого бунта в самой монастырской братии, равно как и на всем Беломорском поморье, уста новилось стойкое представление, об особом избранниче стве и вселенском значении Соловецкой обители как по следнего оплота Православия. «Столп каменный посреди моря и Новый Иерусалим»321. Именно так воспринимали свое искреннее «стояние в вере» многие соловецкие иноки: «Мы засели в монастыре 321 См. Чумичева О. В. Повесть о видении инока Ипатия и настроения в Соловецком монастыре накануне восстания 1667-1676 гг. // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 47. С. 285-292. 209
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz