Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

потребовал от жены «смертную рубаху», вследствие чего я принял командование на себя...»22 и далее следуют смехот­ ворные свидетельства неадекватного восприятия поведения поморов со стороны человека XX века, оказавшегося вместе с ними в северном штормовом море. Так же было и в те же давние, не лукавые времена, ког­ да на небольших карбасах, лодиях и шняках, «шитых вицею»23, уходили на тяжкий промысел современники Вар- лаама, дабы в бушующем море обрести веру, познать Бога и открыть для себя смысл великой тайны жизни и смерти. «НАУЧЕН КНИГАМ...» Мальчик Василий, согласно Житию, «научен бысть книгам», то есть, другими словами, получил хорошее об­ разование, что, прямо скажем, было большой редкостью для того времени. Так, например, его современник пре­ подобный Трифон Печенгский сам признавался, что «не­ вежда есмъ и мало книжен »24, хотя происходил из семьи священника и не из столь глухих мест, как село Кереть25. Кто же мог позаботиться о мальчике, дабы «научен он бысть книгам »? Да и где в то время на Поморьи могли быть эти самые «книги»? Конечно, были уже в селе Керети Соловецкие монахи по варницам и тоням, однако в начале 22 Таратин П. А. Терский берег // Известия Архангельского Общества изучения Рус­ ского Севера. Архангельск, 1910. № 5. С. 13. 23 Деревянные доски корпусов лодок соединялись, «сшивались» между собой тон­ кими древесными корнями - «вицею». «Вица приготовляется из молодых побегов черемухи, березы, ивы». Дуров И. М. Опыт терминологического словаря Рыболов­ ного промысла Поморья. О. Соловки. 1929. С. 26. 24 Житие преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопарей // Православ­ ный собеседник. Казань, 1859. 4.2 . С. 97. (В дальнейшем ссылки на это издание бу­ дут обозначаться: Житие прп. Трифона. - Прим. ред.) 25 «Близь града Торжка... рождение имел от освященных благочестно живущих роди­ телей». Там же. С. 96. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz