Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
изяществом, что неизменно присуще «писаниям» Соло вецкого книжника Сергия (Шелонина). В «Поведании от чудес...» мы видим живую и подчас бесхитростную помор скую речь, насыщенную как географическими названия ми мест рыболовного промысла, так и «профессионально умелым употреблением мореходной терминологии»310. Думается, все дело в том, что, сознательно записав «на черно» летом 1664 года эти живые свидетельства о чуде сах преподобного Варлаама, архимандрит Сергий пред полагал в дальнейшем придать им соответствующий вид, отвечающий требованиям книжной изящности и житий ной поэтичности. Но, увы, он просто не успел. Согласно последних исследований биографии Сергия (Шелонина), время его кончины определено, как конец 1664 года311. Думается, будет уместно упомянуть некоторые необычные обстоятельства, связанные с его кончиной. В составе рукописных книг Соловецкого собрания РНБ можно увидеть книгу творений святителя Григория Пала- мы и Николая Кавасилы, на внутренней стороне обложки которой, есть примечательная надпись. Писана, мол, та книга «тщанием преподобного Сергия, священноинока и архимандрита... А больше Сергию за скорбию, в нейже и 419 смерть его постиже, писать не прилучилось» . Комментируя эту запись, исследователи обычно гово рят о болезни старца Сергия, в которой он и скончался. Однако следует уточнить, что «болезнь» на старославян 310 Дмитриев Л.А. Повесть о житии Варлаама Керетского // ТОДРЛ. М.-Л., 1970. Т. 25. С. 190. 311 «Мы можем с большим основанием считать дату смерти книжника Сергия - конец 1664 года». Сапожникова О. С. Материалы к биографии книжника Сергия Шелони на // Книжные центры Древней Руси. СПб., 2001. С. 200. 312 Рукописный фонд РНБ, Соловецкое собрание. № 87/87. 203
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz