Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

явилось итогом немалого времени и тех многочислен­ ных случаев чудесной помощи, что получали от Варлаа­ ма попавшие в беду поморские мореплаватели. Итак, еще раз проследим последовательность собы­ тий. Варлаам преставился «у часовни в Чупской губе за Керетью в двадцати верстах от села Кереть». Мы помним, что тело Варлаама было доставлено на кережке, «поскольку богач не захотел гонять свою ло­ шадь». То есть время года было таким, когда можно было еще проехать в Чупу на лошади и в то же время прота­ щить по снегу санки-кережки. На Севере этим условиям наиболее отвечает время поздней осени. В этой связи вспоминается, что Церковь усваивает Преподобному следующие дни совершения его памяти: 6 ноября (день пострига) и 15 января (день обретения мо­ щей в 1725 году). Кроме этих дат в древних текстах ико­ нописных подлинников указан еще один день памяти - 7 ноября298. Надо полагать, это и есть дата кончины препо­ добного Варлаама Керетского. И не исключено, что усоп­ шему подвижнику и упомянутому в предании «некоему бо­ голюбивому человеку» пришлось дожидаться снега. Когда же тело усопшего было доставлено на деревенский погост, то, как мы оговаривали ранее, оно оставалось достаточ­ но продолжительное время «на погосте», и вполне может быть, что там, на погосте, оно вовсе и не захоранивалось до времени переноса к алтарю Свято-Георгиевской церкви299. 298 ИРЛИ, колл. Перетца, № 524, л. 82 об., и БАН, собр. Дружинина, № 975. л. 29. 299 «В зимнее время они (русские) не хоронят покойников, а ставят их в доме, выстро­ енном за городом, который называют божедом, до наступления весны». Флетчер Джильс. О государстве Российском / Россия XVI века. Воспоминания иностранцев. Смоленск, 2003. С. 137. 194

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz