Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
явилось итогом немалого времени и тех многочислен ных случаев чудесной помощи, что получали от Варлаа ма попавшие в беду поморские мореплаватели. Итак, еще раз проследим последовательность собы тий. Варлаам преставился «у часовни в Чупской губе за Керетью в двадцати верстах от села Кереть». Мы помним, что тело Варлаама было доставлено на кережке, «поскольку богач не захотел гонять свою ло шадь». То есть время года было таким, когда можно было еще проехать в Чупу на лошади и в то же время прота щить по снегу санки-кережки. На Севере этим условиям наиболее отвечает время поздней осени. В этой связи вспоминается, что Церковь усваивает Преподобному следующие дни совершения его памяти: 6 ноября (день пострига) и 15 января (день обретения мо щей в 1725 году). Кроме этих дат в древних текстах ико нописных подлинников указан еще один день памяти - 7 ноября298. Надо полагать, это и есть дата кончины препо добного Варлаама Керетского. И не исключено, что усоп шему подвижнику и упомянутому в предании «некоему бо голюбивому человеку» пришлось дожидаться снега. Когда же тело усопшего было доставлено на деревенский погост, то, как мы оговаривали ранее, оно оставалось достаточ но продолжительное время «на погосте», и вполне может быть, что там, на погосте, оно вовсе и не захоранивалось до времени переноса к алтарю Свято-Георгиевской церкви299. 298 ИРЛИ, колл. Перетца, № 524, л. 82 об., и БАН, собр. Дружинина, № 975. л. 29. 299 «В зимнее время они (русские) не хоронят покойников, а ставят их в доме, выстро енном за городом, который называют божедом, до наступления весны». Флетчер Джильс. О государстве Российском / Россия XVI века. Воспоминания иностранцев. Смоленск, 2003. С. 137. 194
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz