Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

водит дату правления Волынцева: «1614-1615 гг.»29:!, что вполне справедливо и соответствует упоминаниям вре­ мени его правления в исторических документах294. Конечно, хорошим временным ориентиром для уста­ новления времени описанных событий служит упомяну­ тая в рассказе Литовская война. Также несомненно и то, что Первая Литовская война (1613-1615) более памят­ на на Русском Севере295, чем «Вторая» (1632-1635 года), мало коснувшаяся этих мест. Однако все это лишь кос­ венные доказательства. Так или иначе, но Кольский крест в народе по-прежнему называют «Варлаамовым». Ныне эта святыня установлена «на поклонение православ­ ным христианом» в Благовещенской церкви города Колы. «ЧАСОВНЯ НАД ГРОБОМ» Как известно из документов истории, причиной, по­ будившей Церковь к освидетельствованию мощей Керет- ского подвижника, послужило явление в часовне над мо­ гилой «преподобнейшего Варлаама, которого почитали за святого издавна»296. Часовня, воздвигнутая над могилой святого, появилась далеко не сразу297. Строительство ее 293 Ушаков И. Ф. Кольский Север в досоветское время. Историко-краеведческий сло­ варь. Мурманск, 2001. С. 43. 294 «...за печатью Гурья Волынцева, что он Гурей в нынешнем во 123 году [1615]...» Жалованная несудимая грамота Кандалакшскому Богородицкому монастырю // Русская историческая библиотека. СПб., 1875. Т. 2. С. 691. 295 «Шайка, состоявшая наполовину из черкас [запорожские казаки - и. М.], литов­ ских людей и русских воров, в числе более 7000 человек, разбойничала на Севере». Костомаров H. И. Русская история. Ростов-на-Дону, 1997. Т. 2. С. 82. «1614 год. ...и тамо русских людей множество жгли, и мучили, и побивали, и животы их грабили». Титов А. А. Летопись Двинская. М., 1889. С. 19. 296 Голубинский. История канонизации. С. 451. 297 В связи с этим, надо полагать ошибочным описание житийного клейма на иконе в Ке- ретской церкви, сделанное в 1901 году иеромонахом Никодимом (Кононовым): «Погре­ бение преподобного в часовне Керетской веси». См. Древнейшие Архангельские святые и исторические сведения об их церковном почитании. СПб., 1901. С. 35. Верное и полное описание этой иконы было сделано в 1816 году. Правильное толкование сюжета клейма упоминалось нами выше, как: «Погребение Преподобного в Керети при церкви». 193

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz