Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

объявления войны, Весайнен с весны 1589 года начал свои «личные» боевые действия - кровавые рейды на Белое море. Безнаказанно разоряя и грабя мирные поморские села, Пек- ка собрал и доставил в крепость Оулу большие богатства. Тактика его действий заключалась в неожиданном появле­ нии, нанесении безжалостного удара и быстром возвраще­ нии в Оулу. Это было обусловлено постоянным ожиданием ответных шагов со стороны «московитов». Соплеменники Весайнена были очень довольны и славили храброго Пек- ку - победителя «русского медведя». Король Юхан III за столь успешные «боевые действия» даже пригласил Весайнена в королевский дворец в Сток­ гольм для личной беседы и получения монаршей награды274. В мае 1589 года «в ночи» был уничтожен Кандалакш­ ский монастырь и вырезано 450 человек «монахов и бель- цов». Можно представить, какой болью это известие ото­ звалось в сердцах братии Печенгской обители, в Коль­ ском остроге. Надо ли напоминать, что Кандалакшский и Печенгский монастыри с момента основания их препо­ добными Феодоритом и Трифоном были неразрывно свя­ заны между собой, являя единое духовное православное пространство на Крайнем Севере. Также и хозяйствен­ ная деятельность обителей, их промыслы, торговля были тесно переплетены. Преподобный Феодорит, например, в 70 -е годы и до самой своей кончины, находясь в Канда­ лакшском монастыре, являлся одновременно и строите­ лем Печенгского монастыря275. 274 Aslak Outakoski. Pekka Vesainen/Suomen Talonpoikia. Helsinki, 1952, S. 44. (Перевод О. Липиной) 275 См.: «Данная» 1569 года порьегубца Евсевия Букина Троицкому Печенгскому мона­ стырю, «строителю Феодориту с братьею, на половину требов по реке Порье» (Бело­ куров С. Материалы для русской истории. М., 1888. С. 65). 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz