Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
стали случаться различные несчастья, и он совсем ра зорился. Бедный же мужик стал выправляться и вскоре разбогател»265. Достоверность этого предания косвенно подтвержда ется тем фактом, что в те древние времена, действитель но, существовали так называемые «рыбаки-кережники», то есть «безлошадники, промышляющие навагу удебным способом [лов на специально изготовленную леску] или убегами [приспособление для лова на отмели] и имеющие кережу с собачьей упряжью»266. Житийная поучительность рассказа налицо, что же ка сается приведенных обстоятельств перенесения, то мож но уяснить еще и следующее. Во-первых, обнаружение нетленного тела подвижника в Чупской губе не вызвало всеобщего интереса керетчан, и «тело было принесено в Кереть неизвестным человеком»267. Во-вторых, в столь богатом селе к тому времени уже стало проблемой доста вить тело усопшего на погост для захоронения. Всему этому есть достаточно ясное историческое объ яснение. Ко времени описываемых событий, к концу XVI века, Керетская волость, это некогда обширное и бога тейшее поморское поселение, пришло в крайний упадок. В самих же Чупинских выселках, судя по всему, вообще никто уже не селился. Такая печальная ситуация, наступившая на Поморье в 90-х годах XVI столетия, имеет вполне конкретную при чину. «7098, Сентября в 7 день [в 1589 год], грех наших 265 Дмитриев Л.А. Повесть о житии Варлаама Керетского // ТОДРЛ. М.-Л., 1970. Т. 25. С. 190. 266 Дуров И. М. Опыт терминологического словаря Рыболовного промысла Поморья. О. Соловки. 1929. С. 69. 267 Максимов. С. 161. 180
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz