Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

«8 -е клеймо: «Моление преподобного Варлаама у ча­ совни в Чупской губе за Керетью в двадцати верстах от села Кереть». 9 -е клеймо: «Преставление Преподобного у часовни той в Чупской губе». 10-е клеймо: «По преставлении Преподобного поим тело его некто боголюбивый человек и принес в Кереть на погост». 11-е клеймо: «Погребение Преподобного в Керети при церкви»263. Мы видим, что мощи Преподобного не сразу были погребены у церкви и какое-то время находились на погосте. Причем столь значительное время, что этот факт и его важность особо подчеркнуты написанием отдельно­ го житийного клейма. Почему же не сразу тело было за­ хоронено при церкви? Постараемся ответить на это чуть ниже. Пока же коснемся некоторых подробностей этих пе­ рипетий, упоминающихся в одном из деревенских пре­ даний: «Когда Варлаам умер, то к его келье пришел бед­ ный мужик из Керети. Увидав отшельника мертвым, он вернулся в село и стал просить богатого мужика, что­ бы тот дал лошадь, привезти тело святого в Кереть. Но богач не захотел гонять свою лошадь, и бедняк тогда сам притащил тело Варлаама из пустыньки в Кереть, уложив в кережку264. Тело преподобного он похоронил около церкви. Вскоре после этого с богатым мужиком 263 Государственный архив Архангельской области, ф. 29, оп.2т2, д.1004, л. 10а. 264 Кережка или кережа - небольшие санки, выдолбленные из целого куска бревна. Лопари за­ прягают такую кережку для езды на олене. По малому снегу и по бездорожью в них можно волоком перевозить небольшие грузы. «И те де их керецкие бобыли, не задерживая нима- лаго времени, нашу великого государя казну возят на себе кережами, бояся нашей великого государя опалы». ЛИ IV, 366,1667 г. Словарь русского языка XI-XVII вв. 179

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz