Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
тексты жития XVII века, повествующие о тех событиях: «[Варлаам] с миром ко Господу отиде в Чупской губе. Отто ле же перенесено было святое тело его в Кереть, и погребено близ церкви святого великомученика Георгия с восточной стороны за алтарем». Как мы видим, год переноса мощей не указан. Единственный раз этот «1664 год» упомянут в Житии как год записи посмертных явлений и чудес святого, или дословно: «Поведаний о чудесах преподобного Варлаама Керецкого чудотворца »: «в лета 7172 [в 1664 году] поведал нам некий муж именем Петр Васильев, пореклом [по фами лии] Буторин...» И далее следует запись нескольких извест ных случаев явного заступничества Варлаама, свидетельств о его чудесах, которые собрал в течение жизни этот благо честивый помор. Поэтому, действительно, как справедливо заметил Ке ретский священник, «из жития преп. Варлаама Керетско- го видно, что Георгиевская церковь была и в 1664 году»260, но того, что «в этом году были перенесены из Чупской губы мощи преподобного», текстом Жития никак не под тверждается. Не выдерживает исторической критики это утверж дение и по иным причинам. В том же источнике чита ем: «по смерти своей Варлаам дал завещание перенести свое тело в Кереть, что и было сделано в 1664 году одним христолюбцем»261. Все здесь верно, кроме указанного года. Как мы помним, «Канон преподобному Варлааму Кереть- цкому, новому чюдотворцу» был составлен Сергием (Ше- лониным) примерно в первой половине XVI века. Значит, 260 Георгиевская церковь была уже и в 1563 году: «Церковь великомученик Георгий, на погосте дворишко не тяглое, а в нем поп черной Антоней». Грамоты Кольского уезда XVI-XVIII вв. // Сборник грамот Коллегии Экономии. Л., 1929. Т. 2. С. 442. 261 Мелетиев. Керетский приход. С. 184. 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz