Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
Что же касается «погостишка Чупы в Чупской губе над ручьем», то дворов и людей там явно поубавилось, а про «часовню на погосте и дьячка» при ней уже не упоминает ся. Конечно, это не есть свидетельство их отсутствия во обще, - скорее, речь идет об общем запустении этих мест и, соответственно, о падении интереса к нему у сборщи ков царских податей. Причина такой перемены в жизни края вскользь упоминается в том же документе: «а запу стели те дворы от Босоргина правежу и от голоду»252. НА ПОРОГЕ ВЕЧНОСТИ Предание добавляет некоторые обстоятельства по следних лет земной жизни подвижника. «Многа лета так пребывал здесь пустынный страдалец, и достиг старости глубокия, и уже день ото дня надеялся от уз телесных ду- шею разрешитися и со Христом быти». Когда же почув ствовал он, что близится окончание его жизненного пути, то затворился в келии и перестал выходить для разговора с теми, кто «приходил по обычаю к нему», и «при этом мо ляще, да не беспокоят боле его». Таким образом, послед ний период своей жизни он «смертным страхом принуж дался, соблюдал себя и хранил от всякаго помышления смущеннаго, и от всякаго тонкаго прилога бесовскаго»253. Это сообщение о строгом затворе, что возложил на себя старец в последний период жизни, проливает свет на еще одно важное обстоятельство. Господь сподобил Варлаама явить великую силу своей святости сразу после кончи 252 «Басаргин правеж» - опричный погром селений северо-западного Беломорья в 1568 году. Проведен отрядом Басарги Леонтьева; начальным поводом к погрому явился не праведный иск двинских богачей Бачуриных к жителям села Варзуги. 253 «Слово историческое...». Л. 304 об. 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz