Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
месте у озера, ныне называемом Варлаамовым (по иным источникам - «у озера Кереть»). Но вскоре он вынужден был «уйти дальше в глубь карельских болот». Причиной удаления подвижника в недоступные места указывалось то беспокойство, что причиняли Варлааму «часто при ходившие сюда ягодницы, с мирскими песнями»237. «Бес покойство заставило подвижника оставить Кереть и уда литься к Чупской губе»238. Возможно, эти подробности, верные по сути, искаже ны наслоением каких-то более поздних событий. Если мы доверяем «Канону», то текст его однозначно свидетель ствует об избрании Варлаамом пустынных мест именно в Чупской губе, как для захоронения останков жены (« но - сиши мертвого яко жива, в пустыню в Чупу с собою»), так и для дальнейших своих подвигов. По Канону, возвра щаясь из Печенги, Варлаам также направляется именно в «в пустыню в Чупу», где в дальнейшем он «яко звезда всесветлая, от пустыни воссияв чудес лучами», исцелял «обильно» и « прогонителем лукавых духов » явился для всех, «верно призывающих его». И по Житию он «с миром ко Господу отошел в Чупской губе»239. Что касается «частого прихода ягодниц с мирскими песнями», которые досаждали подвижнику, - это очень похоже на правду. По свидетельству нынешних жителей поселка Чкаловский, они и по сей день любят ходить сюда, на остров Олений, за ягодами. 237 Максимов. С. 161. 238 Сказание о преподобном Варлааме // Жития русских святых. Сентябрь - декабрь. Оптина Пустынь. 1993. С. 291. 239 Вполне вероятен и тот факт, что Варлаам так и не расстался со своей «наболевшей ношей» и, перебравшись к своему окончательному месту пустынножительства в Чупской губе, там же, у часовни, где подвизался, перезахоронил и останки. 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz