Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

Все дело в том, что, пребывая в течение земной жизни в своем материальном теле, человек находится в нем как бы в «скафандре» и не испытывает непосредственного воздействия этих мерзких существ, и потому столь лег­ комысленно, смело входит с ними в «дружеские» отно­ шения. С их услужливой помощью такой наивный гор­ дец быстро приобретает новые духовные силы, раздува­ ется от собственной значимости, от тех возможностей, что дают ему эти коварные падшие твари. Он теперь над­ менно глядит на окружающих, ибо отныне он может, как это говорят в народе, «сделать» человеку: другими сло­ вами, напустить болезнь, «приворожить», «заговорить», «извести» и так далее и тому подобное, в зависимости от мастерства и силы того беса, с которым связался такой «чародей». В дальнейшем эта кошмарная зараза пере­ дается из поколения в поколение, неумолимо приводя к физической и духовной деградации потомков всего рода этого колдуна. Итак, самое печальное ждет такого человека после того, как душа его весьма мучительно расстанется со сво­ им грешным телом. Ранее, в предыдущей главе, мы уже разбирали всю остроту проблемы упокоения тел и душ умерших, что существовала у древнего коренного населе­ ния Кольского края, проблема, которая, увы, в значитель­ ной степени наследовалась и поморами. Автор «Канона», говоря о том, что Кольские святые отцы решили эту проблему, имеет в виду силу их молитв, которая позволила преодолеть власть бесовскую, удер­ живающую души древних обитателей края. Преподоб­ ный Варлаам со своими спутниками повелевает «уснути им до Христова второго пришествия», то есть покинуть 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz