Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
Все дело в том, что, пребывая в течение земной жизни в своем материальном теле, человек находится в нем как бы в «скафандре» и не испытывает непосредственного воздействия этих мерзких существ, и потому столь лег комысленно, смело входит с ними в «дружеские» отно шения. С их услужливой помощью такой наивный гор дец быстро приобретает новые духовные силы, раздува ется от собственной значимости, от тех возможностей, что дают ему эти коварные падшие твари. Он теперь над менно глядит на окружающих, ибо отныне он может, как это говорят в народе, «сделать» человеку: другими сло вами, напустить болезнь, «приворожить», «заговорить», «извести» и так далее и тому подобное, в зависимости от мастерства и силы того беса, с которым связался такой «чародей». В дальнейшем эта кошмарная зараза пере дается из поколения в поколение, неумолимо приводя к физической и духовной деградации потомков всего рода этого колдуна. Итак, самое печальное ждет такого человека после того, как душа его весьма мучительно расстанется со сво им грешным телом. Ранее, в предыдущей главе, мы уже разбирали всю остроту проблемы упокоения тел и душ умерших, что существовала у древнего коренного населе ния Кольского края, проблема, которая, увы, в значитель ной степени наследовалась и поморами. Автор «Канона», говоря о том, что Кольские святые отцы решили эту проблему, имеет в виду силу их молитв, которая позволила преодолеть власть бесовскую, удер живающую души древних обитателей края. Преподоб ный Варлаам со своими спутниками повелевает «уснути им до Христова второго пришествия», то есть покинуть 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz