Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
богословия Александрийской школы. Величайшей заслу гой святых отцов этой школы явилось переложение биб- лейско-церковной догмы на ясный язык современных им философских понятий. Это позволило отстоять строгую точность формулировок православного вероисповедания в борьбе с многочисленными еретическими уклонениями того времени. Святитель Григорий Богослов, равно как и его друг, свя титель Григорий Нисский, особое внимание уделял пробле ме существования зла в эсхатологической перспективе214. Именно этой стороны их богословия и касается архиман дрит Сергий (Шелонин) в приведенной строке «Канона». Уясняя смысл этого упоминания, можно подумать, что автор приводит нам ту часть богословского наследия от- цов-каппадокийцев215, которая как раз была взята под со мнение всей Церковной Полнотой. Речь идет о так назы ваемом апокатастасисе (штокататс), или всеобщем вос становлении и уничтожении зла после Страшного Суда. «Любовь Божия пошлет грешной твари спасительные страдания в очистительном огне. По истечении весьма долгого времени этими страданиями будут очищены все грешники и сам инициатор греха - дьявол»216. Но в действительности Сергий (Шелонин) апеллирует к иному аспекту богословия отцов-каппадокийцев, кра 214 Эсхатология - учение о последних вещах: о конце мира, о воскресении мертвых, о Страшном суде. 215 «Отцы-каппадокийцы» - Вселенские богословы свтт. Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский получили такое наименование по месту своего рож дения и служения в Каппадокии (область на территории нынешней Турции). 216 Попов И. В. Труды по патрологии. Святые отцы II—IV века. Сергиев Посад. 2004. Т. 1. С. 216. «Апокатастасис по существу противоречит концепции свободы. Со гласно православной точки зрения, поскольку существует свобода, постольку не избежен и ад для тех, кто не хочет идти на небеса». Мейендорф Иоанн, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. Минск, 2001. С. 206. 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz