Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
Таким образом, в лопарских преданиях, а в дальнейшем и в поморской духовной культуре все, враждебное челове ку, противостоящее добру и несущее опасность, получило название - «чуди». У поморов еще в конце XIX века можно было услышать древнюю молитву-заклятие против сил зла, которую про износили лицом на Север, крестя воздушное простран ство: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, чудь некре щеная, схоронись в камень, размечись по низовью, не от меня грешного, а от Креста Христова: не я крещу - Го сподь крестит; не я гоню - Господь гонит. Молитвенни ки Соловецкие Зосима и Савватий - наши заступники, и Трифон Печенгский - предстатель и заступник, и Варла ам Керетский - наша надежда: во веки веков. Аминь»210. О ВЫСОКОМ БОГОСЛОВИИ Можно предвидеть скептическую реакцию отдельных читателей, которые в наш век торжества человеческого разума и триумфа научно-технического прогресса, сочтут все эти рассказы о восстающих покойниках и заклятиях наивными порождениями темных Соловецких монахов XVII века. Не желая таким скептикам самим как-нибудь вплотную столкнуться с подобными враждебными явле ниями из мира потустороннего, дабы не повредился их «просвещенный» ум, вновь обратимся к тексту «Канона». «Видя по тоням телеса мертвых, восстающих бесов ским действом, сим уснуть до Христова второго при шествия повелеваеши». То есть преподобный Варлаам и его спутники по ходу своего плавания останавливались 210 Немирович -Данченко В. И. Страна холода. СПб., М., 1887. С. 203. 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz