Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ «Всю Поморскую страну допекая тьма омрачала, все поморския люди в темноте воздуха густого лопской пре лести пребывали»^00. Каждый, кто изучал лопарские предания и хоть немного знаком с духовной ситуацией на Крайнем Севере, в Лап ландии, знает, сколь остро стоял у коренного населения края вопрос с упокоением усопших. Несть числа бесчис ленным рассказам о ночных визитах умерших односель чан. И тем страшнее была угроза, серьезнее опасность, исходящая от такого «покойника» (а точнее - «неупоко- енника»), чем большим колдовским искусством владел при жизни усопший. Ситуация в Лапландии крайне усложнялась тем, что, в отличие от иных малых языческих народностей, имею щих лишь родовое, потомственное жречество в лице де ревенского шамана, лопари все являлись колдунами (ной- дами). Можно сказать, что лопарь - это колдун по опреде лению, и это хорошо знали не только на Руси, но и во всей средневековой Европе201. Лопарь не состоялся как житель Лапландии, если он не стал нойдой. Нойды непременно получали «духов помощников» в наследство от предков своей семьи, и повседневно и буднично общались с духа ми нечистыми, или бесами. Подчас наиболее умелыми («знающими») нойдами были лопарские женщины. «На Севере везде боятся ла пландских женщин, как ведьм, в распоряжении которых 200 «Слово историческое...» Л. 299. 201 «Ни один народ не занимается столько волшебством и чародейством, как лопари». С. М. Середонин. Сочинения Дж. Флетчера. СПб., 1891. С. 140. 152
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz