Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
ныне обнаруженному «Канону преподобному Трифону, Печенгскому чудотворцу» Сергия (Шелонина). В Житии уход преподобного с Печенги на целых восемь лет объ ясняется тем, что количество «братии умножилось» и Трифон ушел собирать милостыню. «Канон...» раскрыва ет истинную причину ухода самого строителя монастыря из своего монастыря: «Лукавые люди тебе спону [препятствие, сопротивле ние] бесовским советом учинить хотевша, или же тебя смерти предати, ты же яко Моисей, манною питати их не пресупаеши, пока всех сих в благоразумие не привел»190. «Лукавые люди» - то есть люди злые и коварные, но в данном случае это еще и люди «лукавого». Эта харак теристика перекликается с оценкой той ситуации, кото рую ранее давал Феодорит, по Курбскому: «сложившиеся с дьяволом монахи те вознеиствовали»191. Пришедшая к Трифону буйная братия попыталась навязать Трифону свое, новое видение монастырского строительства и жиз ни монашеской. Но надо хорошо понимать, кто такой Трифон Печенг- ский. Поступить с ним, как с Феодоритом, то есть избить и выкинуть из монастыря, вряд ли бы кто отважился. Три фон - это не Феодорит - ярость и неукротимая сила «Три фона во гневе», эта притча во языцех была всем памятна еще со времен его атаманского прошлого. Исполинская сила этого сурового отшельника отмечается в Житии, что вовсе не характерно для агиографической традиции. «Рос том святой не мал, нагиб, плотию крепок... За три поп рища на рамех своих бревна и все потребное на церковное 190 Канон прп. Трифону. С. 95 об. 191 Курбский. С. 333. 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz