Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

монастыря», - того первого Трифоновского монастыря, что существовал в верховьях реки Печенги с января 1533 года, то есть с момента освящения первой Свято-Троиц­ кой церкви на Кольском Севере. В абсолютном большин­ стве братия этого монастыря состояла из новообращен­ ных лопарей, легко усваивающих духовные истины и мо­ литвенно-аскетический уклад жизни, установленный их учителем, преподобным Трифоном. «И множество от них монашеское житие возлюбили»183. В этой «новоначальной» обители Божественные служ­ бы справлял иеромонах Иона - верный ученик и неизмен­ ный «сопостник» преподобного Трифона в течение всей его долгой жизни. «От преподобного навыче искусного монашества»184- так донесла нам память людская пре­ дание пути духовного восхождения бывшего белого попа Иоанна. Священник Иоанн, как мы помним, был предше­ ственником Варлаама в его служении в Никольском при­ ходе волости Колы. Передав приходское служение Варла­ аму, тогда еще отцу Василию, он ушел на Печенгу к Три­ фону, где принял постриг с именем Иона. Оказавшись в монастырской атмосфере аскетики и мистических созер­ цаний, под руководством Печенгского старца отец Иона обрел бесценный дар «старцев-заволжцев» - практику умной молитвы, унаследованную ими от афонских мона- хов-исихастов, или «священнобезмолвствующих». О неукоснительной приверженности самого Трифона этой традиции и о исихастском укладе его духовной жиз­ ни имеется ясное свидетельство в Житии преподобного. Как известно, «исихия» в переводе с греческого означа­ 183 Курбский. С. 332. 184 Никодим, архимандрит. Архангельский патерик. Архангельск, 1902. С. 227. 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz