Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

ГТеченгу нам опять сообщает «Канон...»: «Видел созидаему святым Трифаном обитель на Пененге, за окияном — ги». По ходу дела еще раз отметим, насколько этот наш внимательный разбор всех обстоятельств пострига Вар­ лаама, выбора его дальнейшей жизни, каноничности со­ вершаемых им действий глубоко безразличен для упомя­ нутой беспоповской редакции Жития. Согласно «законо­ учителю Трифону Петрову», священник Василий сам себя запрещает, сам решает, где ему жить, чем заниматься, да заодно он и сам себя постригает в монахи: «осуди себя, недостойна быти священствовати, не изволил во град Колу возвратитися, ни в весь Керетьскую на отечество свое идти, но пророчески поучая, себе глаголя: «Се уда- лихся, бегая, и водворюся в пустыню». И тако поучаяся, возложил на себя иноческий образ, священно священным священствовался иночеством, и белое нося, вместо того чернец стал искусен»181. Ну, в общем, как говорится, «сам себе командир и начальник штаба». Но, прежде чем взять курс в Немецкую сторону, на Пе- ченгу, Варлаам должен был совершить необычайно важное для него дело - упокоить в земле святые останки своей любимой. Сразу оговоримся, что не сохранилось каких- либо достоверных указаний на то, где именно находился островок, избранный Варлаамом для захоронения остан­ ков своей супруги. Упоминается лишь, что место это было «в Чупской губе». 181 «Слово историческое...» Л. 303 об. 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz