Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

утверждение о сохранившемся священном сане Варлаама, несмотря на имевший место грех убийства? Надо полагать, что решение было принято, исходя из рекомендаций тех духовнических посланий и поучений того времени, которые признавались наиболее автори­ тетными в Русской Церкви. Речь идет в первую очередь о «Пяти посланиях преподобного Иосифа Волоколамского о епитимиях к детям духовным»178, где в частности прово­ дилась одна очень важная мысль. По мнению Волоцкого игумена, пострижение в монашество упраздняло необхо­ димость каких-либо прещений, епитимий и прочих мер покаянной дисциплины. «А кто пострижется в чернецы, ино тому с тех мест впредь опитемии нет», - говорит Ио­ сиф в первом Послании. «Волоколамский игумен стоит на почве древнерусских правил, говорящих о прощении человека ради ангельского образа, в чем, возможно, ска­ залось заимствованное им с Востока представление о мо­ нашеском постриге как о втором крещении»179. Думается, что здесь, скорее всего, сказалось еще одно по­ нимание глубинной сути монашеского пострига. И, кроме того, разрешение известного недоумения, почему постриг не является церковным Таинством. Он не был выделен в от­ дельное Таинство, поскольку напрямую относится к Таин­ ству Покаяния и представляет собой высшую его степень. Таким образом, в случае пострига и с учетом исполнен­ ной епитимии Варлаам мог остаться в священном сане. Постриг в то время мог совершать каждый духовник из 178 «С середины XVI века сочинения Иосифа Волоцкого начинают рассматриваться как официальная литература не только господствующей церковью, но и государ­ ственной властью». Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI века. М.-Л., 1960. С. 509. 179 Смирнов С. И. Древнерусский духовник. М., 2004. С. 280. 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz