Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
утверждение о сохранившемся священном сане Варлаама, несмотря на имевший место грех убийства? Надо полагать, что решение было принято, исходя из рекомендаций тех духовнических посланий и поучений того времени, которые признавались наиболее автори тетными в Русской Церкви. Речь идет в первую очередь о «Пяти посланиях преподобного Иосифа Волоколамского о епитимиях к детям духовным»178, где в частности прово дилась одна очень важная мысль. По мнению Волоцкого игумена, пострижение в монашество упраздняло необхо димость каких-либо прещений, епитимий и прочих мер покаянной дисциплины. «А кто пострижется в чернецы, ино тому с тех мест впредь опитемии нет», - говорит Ио сиф в первом Послании. «Волоколамский игумен стоит на почве древнерусских правил, говорящих о прощении человека ради ангельского образа, в чем, возможно, ска залось заимствованное им с Востока представление о мо нашеском постриге как о втором крещении»179. Думается, что здесь, скорее всего, сказалось еще одно по нимание глубинной сути монашеского пострига. И, кроме того, разрешение известного недоумения, почему постриг не является церковным Таинством. Он не был выделен в от дельное Таинство, поскольку напрямую относится к Таин ству Покаяния и представляет собой высшую его степень. Таким образом, в случае пострига и с учетом исполнен ной епитимии Варлаам мог остаться в священном сане. Постриг в то время мог совершать каждый духовник из 178 «С середины XVI века сочинения Иосифа Волоцкого начинают рассматриваться как официальная литература не только господствующей церковью, но и государ ственной властью». Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI века. М.-Л., 1960. С. 509. 179 Смирнов С. И. Древнерусский духовник. М., 2004. С. 280. 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz