Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

подвиг. Мы, как и во времена земного служения Спасите­ ля, когда «ужаснулись ученики от слов Его» (Мк. 10, 24), также понимаем, что Господь зовет нас к таким высотам веры, которые не под силу смертному, а потому смиренно чаем слов утешения от Него: «человекам это не возможно, но не Богу; ибо Богу все возможно» (Мк. 10, 27). Это неповрежденное, бережное исполнение «заповеди отца своего духовного» и явилось основанием особого благоволения Божия к Варлааму, и его избранничества в лике великих чудотворцев. «Тогоради, принял от Вседер­ жителя Бога венец победный на страсти, и на бесы исце­ ления ... Чудес дар прием, исцеляешь страсти всякие». Говоря о «венце победном на страсти, и на бесы исце­ ления», надо понимать, что в глубоком, мистическом пла­ не подвиг Варлаама являлся продолжением того давнего его противостояния князю тьмы в лице заклятого им на Абрам-мысе древнего демона. И так же, как во времена Иова Многострадального, подвигом веры Варлаама Гос­ подь посрамил того, кто от века «царь над всеми сынами гордости» (Иов. 41, 26). «Волнений множество не влажно проходя, бесплотные враги струями слез твоих крепко погрузил ecu, Богомуд­ рый Варлааме преподобный, и чудес дар приял». В таких поэтических сравнениях отец Сергий (Шелонин) вновь возвращается к мысли о сущности подвига Варлаама как схватки с «бесплотными врагами». Бесконечное хождение среди «волнений множества», при котором он, силой свое­ го упования на Господа, сумел пройти «не влажно», то есть не будучи одоленным влагой морской стихии, символизи­ руют путь каждого христианина среди волнений и страстей мира сего. В то же время, сила покаяния Варлаама, плач и 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz