Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
ной нищеты». И неизбежная схватка с «духом мира», «брань с князем века сего», увенчавшаяся венцом мученика. ФЕОДОРИТ Изгнанник и страстотерпец172 Феодорит находился в Кандалакше, где укрылся от мести бесовской в монастыре «в Кандалошской губе на усть реки Нивы, над морем на наволоке»173. Весной 1548 года, уйдя «по неволе во вселенную », он сначала, конечно же, прибыл в Москву и поведал митро политу Макарию все, что приключилось с его монасты рем на Коле. Несомненно, должен был состояться серь езный разговор, много о чем нужно было поразмышлять и владыке Макарию, выслушав Феодорита о ситуации на самых дальних рубежах России. Позиции старчества за волжской, «нестяжательской» школы в это время были весьма сильны, и государство вновь всерьез размышля ло о судьбе церковных владений и монастырских земель. Ситуация складывалась серьезная - колоссальные про странства, около трети всех земель Российских через гра моты, пожертвования, завещания, вклады и тому подоб ное перешло в церковное владение. При этом не секретом было и то, что церковная и мир ская власть вплотную столкнулась с крайним духовным неблагополучием, которое неумолимо продолжало нарас тать в новых, общежительных монастырях, развращае мых богатыми владениями и имениями. Святитель Мака 172 «Страстотерпцы» - те, которые претерпели страдания во имя Господа по ковар ству и клевете ближних своих - единоверцев». Дьяченко. Словарь. С. 671. 173 Из Писцовой книги 1608 года. Цит. по: Харузин H. Русские лопари. М., 1890. С. 459. «Незащищенное селение с небольшим монастырем. Жители кормятся от моря вме сте с монахами и их слугами» (Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. Л., 1925. С. 63). 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz