Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
Макария164. Касаясь упомянутой истории с избранием Филиппа на игуменство, историки справедливо заме чают, что «в этом эпизоде мы имеем зародыш того кон фликта, который проявился 20 лет спустя, во время суда над митрополитом Филиппом, когда группа соловецких чернецов свидетельствовала против своего бывшего игумена».170Таким образом, можно говорить все о том же глубоком, принципиальном различии духа монашеской жизни, о самых началах, самых пределах спасительного делания. Весьма показательным является тот факт, что даже двадцатилетний срок игуменства Филиппа, столь благополучный и цветущий пышным «стяжанием», не уврачевал внутреннее духовное противостояние в среде братии. Разделение так и не было преодолено, посколь ку по-прежнему «ваши нравы моим нравам не согласу ются», ибо «столкнулись два религиозных замысла, два религиозных идеала»171. История жизни святителя Филиппа, надо сказать, уди вительно напоминает жизненный путь Феодорита. Вжитии Святителя мы видим то же послушание у старца с ранней юности в монастыре, позднее, - удаление в пустыню, где «провел не мала лета», замечательные внутренние качества, богатые дарования и при том неизменное «искание смиреи- 169 Наместник Тихвинского монастыря архимандрит Макарий был прислан на Соловки в 1676 году, для наведения порядка в монастыре после подавления известного Соло вецкого бунта («Соловецкого сидения»). Макарий внимательно просмотрел монастыр скую библиотеку. Сборник Канонов северным святым письма архимандрита Сергия (Шелонина) очевидным образом затраг ивал ряд болезненных моментов в истории Рос сийской Церкви, имевших место в не столь отдаленный период, которые отражались в отдельных «нежелательных» подробностях житий северных святых XVI века. В 1680 году архимандрит вернулся в свой монастырь, увозя с собой этот рукописный Сборник, в который, как мы упоминали ранее, входил и Канон Варлааму Керетскому. 170 Федотов Г. П. Святой Филипп митрополит Московский. М., 1991. С.34. 171 Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1988. С. 17- 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz