Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

Макария164. Касаясь упомянутой истории с избранием Филиппа на игуменство, историки справедливо заме­ чают, что «в этом эпизоде мы имеем зародыш того кон­ фликта, который проявился 20 лет спустя, во время суда над митрополитом Филиппом, когда группа соловецких чернецов свидетельствовала против своего бывшего игумена».170Таким образом, можно говорить все о том же глубоком, принципиальном различии духа монашеской жизни, о самых началах, самых пределах спасительного делания. Весьма показательным является тот факт, что даже двадцатилетний срок игуменства Филиппа, столь благополучный и цветущий пышным «стяжанием», не уврачевал внутреннее духовное противостояние в среде братии. Разделение так и не было преодолено, посколь­ ку по-прежнему «ваши нравы моим нравам не согласу­ ются», ибо «столкнулись два религиозных замысла, два религиозных идеала»171. История жизни святителя Филиппа, надо сказать, уди­ вительно напоминает жизненный путь Феодорита. Вжитии Святителя мы видим то же послушание у старца с ранней юности в монастыре, позднее, - удаление в пустыню, где «провел не мала лета», замечательные внутренние качества, богатые дарования и при том неизменное «искание смиреи- 169 Наместник Тихвинского монастыря архимандрит Макарий был прислан на Соловки в 1676 году, для наведения порядка в монастыре после подавления известного Соло­ вецкого бунта («Соловецкого сидения»). Макарий внимательно просмотрел монастыр­ скую библиотеку. Сборник Канонов северным святым письма архимандрита Сергия (Шелонина) очевидным образом затраг ивал ряд болезненных моментов в истории Рос­ сийской Церкви, имевших место в не столь отдаленный период, которые отражались в отдельных «нежелательных» подробностях житий северных святых XVI века. В 1680 году архимандрит вернулся в свой монастырь, увозя с собой этот рукописный Сборник, в который, как мы упоминали ранее, входил и Канон Варлааму Керетскому. 170 Федотов Г. П. Святой Филипп митрополит Московский. М., 1991. С.34. 171 Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1988. С. 17- 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz