Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
Пост, который нес Варлаам, как можно понять, был строжайшей его степени, к тому, что на церковном языке называется «сухоядением»130. И лишь раз в году, прихо дя на Пасху в Колу, к пирсу Свято-Троицкого монасты ря, Варлаам сподоблялся причащения Богоявленской во дой131 и мог разговеться рыбой. Рыбаки и промышленники, встречавшие этого одино кого скитальца в море, справедливо полагали, что земно му человеку подвиг такой не под силу, принимая уже его лодку за некое видение. И действительно, земной чело веческой плоти есть пределы, но, в то же время, как го ворит тайновидец апостол Павел: «есть тела небесные и тела земные: иная слава небесных, иная земных» (IKop. 15, 40). По преданию, такой тяжкий, постоянный труд - в те чение трех лет «весла из рук своих не выпускаше», привел Варлаама к горбатости. 130 «Сухоядение - употребление сухой и грубой пищи». Дьяченко. Словарь. С. 693. В поморской практике в дальнем плавании бывало, могли «сесть на сухомес», то есть питались замешанным на воде с солью толокном. Толокно - это мука из овса, но не молотая, а толченая. 131 «Покаяльники, то есть несущие тяжелую епитимию, вместо Святых Тайн приобща лись на Пасху Богоявленской воды». Смирнов С. И. Древнерусский духовник. М., 2004. С. 301. 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz