Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).

Пост, который нес Варлаам, как можно понять, был строжайшей его степени, к тому, что на церковном языке называется «сухоядением»130. И лишь раз в году, прихо­ дя на Пасху в Колу, к пирсу Свято-Троицкого монасты­ ря, Варлаам сподоблялся причащения Богоявленской во­ дой131 и мог разговеться рыбой. Рыбаки и промышленники, встречавшие этого одино­ кого скитальца в море, справедливо полагали, что земно­ му человеку подвиг такой не под силу, принимая уже его лодку за некое видение. И действительно, земной чело­ веческой плоти есть пределы, но, в то же время, как го­ ворит тайновидец апостол Павел: «есть тела небесные и тела земные: иная слава небесных, иная земных» (IKop. 15, 40). По преданию, такой тяжкий, постоянный труд - в те­ чение трех лет «весла из рук своих не выпускаше», привел Варлаама к горбатости. 130 «Сухоядение - употребление сухой и грубой пищи». Дьяченко. Словарь. С. 693. В поморской практике в дальнем плавании бывало, могли «сесть на сухомес», то есть питались замешанным на воде с солью толокном. Толокно - это мука из овса, но не молотая, а толченая. 131 «Покаяльники, то есть несущие тяжелую епитимию, вместо Святых Тайн приобща­ лись на Пасху Богоявленской воды». Смирнов С. И. Древнерусский духовник. М., 2004. С. 301. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz