Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
бывал в уединении и священнобезмолвии. Возможно, именно в это время с будущим Патриархом произошли упомянутые в Каноне события. Либо, уже будучи изгнан ным с кафедры нечестивым императором Львом в ссыл ку на остров Проконнис, святителю каким-то образом выпало это искушение - претерпевать «смрад и всякую скорбь от разбойника, умершего в вертепе »124. И далее, в конце третьей песни «Канона...», делается очень важная для нас оговорка: «Но он [Никифор] только три месяца» претерпевал, «ты же три года, пока мерт вое тело не изгнило до конца». ТРИ ГОДА Итак, теперь мы достоверно знаем, сколь долго продол жалось это морское странствование Варлаама, и что значило для него по времени исполнение условия епитимии: « пока мертвое тело не изгни до конца». Срок этот - три года. По двенадцать «путей» каждый год. Шесть раз от Кере ти до Колы и шесть от Колы до Керети. Двенадцать раз в год или, другими словами, ежемесячно одолевал Варлаам тысячу сухопутных километров пути или пятьсот сорок морских миль. Восемнадцать миль или тридцать три километра каж дый день на веслах, в любое время года, при любой погоде и всегда против ветра. 129 Было высказано предположение, что автор Канона ошибся и вместо имени «Никифор великий патриарх», следовало упомянуть имя святителя Мефодия, Патриарха Кон стантинопольского (t 847 г.) в житии которого имеется схожая ситуация. Святитель во времена гонений действительно был заключен в гробной пещере с двумя разбойни ками, однако о каких либо мучениях «от мертвого телесе» в житии не упоминается. 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz