Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
Как известно из древних патериков, подвижники первых веков христианства нередко добровольно терпели скорби от мертвых тел, тем самым «угашая пламень» плотских страстей и посрамляя восстающих на них демонов. «Уподобляясь древним скитским отцам, «привитая [обитая] по горам и по вертепам [пещерам], яко птица» (Пс. 10, 1), носиши за пленами мертвое тело126, терпя смрад и всякую скорбь от мертвого телесе, якоже Ники фор великий Патриарх»117. Это упоминание некоего события из жизни святителя Никифора Исповедника, Патриарха Константинополь ского (ок. 750-828 годов), который так же терпел «смрад и всякую скорбь от мертвого телесе, от разбойника, умершего в вертепе », несколько озадачивает. Современ ные редакции Жития святителя Никифора такого факта не упоминают128. Известно, что святитель, до своего при звания на Патриаршую кафедру в Константинополь, был именитым царским сановником. Однако он предпочел удалиться от мирских почестей и суеты в дальние и пу стынные места на берега Босфора Фракийского, где пре 126 Автор полагает, что гроб с телом находился «за плечами», т. е. в носовой части карбаса. Однако предположение о нахождении тела в корме представляется более достоверным. Гребец в одиночном плавании всегда располагается ближе к носу, и места для гроба в носу не хватит. И для повышения остойчивости корабля разме щение груза в корме предпочтительнее. 127 Канон прп. Варлааму. С. 414 об. 128 Нами была проделана работа с целью обнаружить источник житийных сведений о патриархе Никифоре, на которые мог бы опираться Сергий (Шелонин). Но агиогра фические материалы того времени, посвященные Патриарху Никифору, которые нам удалось просмотреть, параллели интересующему нас сюжет}- не содержат. Речь идет об известных в книжности Древней Руси двух кратких проложных текстах, посвя щенных этому константинопольскому святителю, которые позднее вошли в Вели кие Минеи Четьи митрополита Макария. Это тексты памяти святого (читается под 2 июня) и Сказания о перенесении мощей (читается 13 марта). Также и две службы Патриарху Никифору, приуроченные к тем же датам, не содержат интересующего нас сюжета о страданиях святителя от тела «разбойника, умершего в вертепе», упомяну тых Сергием (Шелониным). 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz