Митрофан (Баданин, игумен). Прп. Варлаам Керетский : исторические материалы к написанию жития / игумен Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург: Ладан; Мурманск, 2007. -247 с.: ил., факс., карт.- (Православные подвижники Кольского Севера).
Но стоило только ему оставить весла, как лодью Вар лаама накрывало облако страшного смрада. Казалось, он был везде, ядовитые пары его как будто наполняли мозг, проникая в само сознание страдальца. Пожалуй, это даже был не запах, это было, скорее, состояние. Состояние по стоянного кошмара, изнурительного наваждения, к кото рому невозможно привыкнуть. Варлаам не мог ни есть, ни спать. Сама Смерть смрадно дышала в лицо Варлаама, вперив в него бесконечную пустоту своих глазниц. Господь по пускал развернуться князю тьмы, - «вот он в руке твоей» (Иов. 2, 6), - и тот полной чашей отмерял страданий Вар лааму. «Преисподняя дом мой; во тьме постелю я постель мою; гробу скажу: «ты отец мой», червю: «ты мать моя и сестра моя» (Иов. 17, 13; 14). И так «во дни труждаяся по морю, ночью без сна пребы- ваиле, моля Бога со слезами об отпущении греха», он вско ре понял, что это смрадное наваждение порождено бесом и неизбежно слабеет от молитвы, от пения псалмов. Потому-то покаянные «псалмы Давидовы ему и пищей были», да и «ночью без сна пребывал он, моля Бога со сле зами». «Оружие его - пение, молитва же - стена, непорочная слеза - умывание, душевныя скверны омывающая. Па мять же смертную сожительницей себе стяжал, препо добие, ум очистив, Бога узреть сподобился »125. Автор «Канона...» особо касается этого испытания, посланного Варлааму, и находит здесь явное сходство с подвигами святых отцов глубокой древности. 125 Канон прп. Варлааму. С. 419, 419 об. 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz