Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
Исследователи же нашего времени, не сомневаясь, называют Преподобного «энергичным стяжателем» \ оце нивая возникшую на Печенге в XVI веке «религиозно торговую колонию» не иначе, как подлинное воплоще ние трифоновского идеала монашеской обители, равно также как и возрожденную ее «копию» XIX века. Нуда вернемся к тем немногим уцелевшим в Житии и потому драгоценным для нас страницам жизни святого Трифона Печенгского. «О ХОЖДЕНИИ В ВЕЛИКИЙ НОВОГРАД» В одном из немногих эпизодов Жития Трифона мо настырского периода повествуется о « хождении Преподоб ного в Великий Новоград милостыни ради». В качестве при чин для этого хождения автор указывает два обстоятель ства. Первая то, что «во всем Помории был великий глад», вторая же - что в «обители Преподобного братии, иноков и мирских умножилось». Прежде всего определимся с годом этих событий. В Житии это никак не оговаривается, что приводит к раз личным толкованиям о времени этого хождения. Так, ар химандрит Никодим полагает, что «это хождение было, вероятно, во время голода 1570 года, о коем говорит Ка рамзин». Действительно, Карамзин пишет: «Казалось, что земля утратила силы плодородия: сеяли, но не собрали хлеба»2. Однако, думается, справедливы сомнения и воз ражения поздних исследователей по поводу данного пред положения. Монастырь, пользуясь чрезвычайными льго тами и будучи недосягаем для страшного «опричного 1Ушаков И. Ф. Кольская земля. Мурманск, 1972. С. 53. 2Карамзин. С. 87. 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz