Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
и Живоначальныя Троицы святая обитель благодатию Божию и первоначальника Трифона молитвами стала рас- пространятися, и многие иноки и бельцы ко Преподобному начата приходити... Таковы преподобного отца нашего Трифона во святей проповеди болезни и труды, и пустын ные поты, и подвиги». Последующие 50 лет жизни Святого в Житии нашли отражение лишь в четырех не связанных между собой и хронологически не последовательных эпизодах. Каковым было духовное окормление Трифоном бра тии монастырской, на его « уставы зрящей», за эти пять десят лет жизни? Как сумел «начальник веры преподоб ный отец наш Трифон... от юности обнищавый Христа ради» примирить это свое личное исповедание «нестя- жательства» с послушанием и смирением перед Собор ной волей Церкви о создании вотчинных монастырей? Как противостоял святой старец духу мира и непомер ных попечений, одолевавших его детище? А это ведь принципиальные вопросы христианской веры. Житие их, соответственно, не касается, да и последующие ис следователи благоразумно обходят. Так, например, известный агиограф XIX века, прото иерей Иоанн Бухарев в своем собрании ж итий1вовсе не упоминает о монастыре на Печенге и рассматривает дея ния Трифона лишь как окормителя и просветителя ло парского племени. ] Протоиерей Иоанн Бухарев, священник и законоучитель. Ж и ти я святых, празднуемых православной Греко-российской церковью (Репринт.). М.. 1999. С. 629. 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz