Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

На карте XVI века Симона ван Салингена (истории этой карты мы подробно коснемся позже) мы можем ви­ деть даже три раздельных монашеских поселения вдоль реки Печенги1. Из них самое первое, дальнее поселение, обозначенное на карте вверх по течению реки, - это мо­ настырские строения «обители Печенской первоначаль­ ной», что при Свято-Троицкой церкви. Ныне здесь рас­ положен поселок Луостари. Ниже изображены монас­ тырские строения второго, «нового» монастыря, при церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, там, где «Трифонове поле», у реки Княжухи. И ближе всех к морю, в районе Трифонова ручья, самые поздние постройки - церковь Успения Пресвятой Богородицы и при ней Успенская пустынь. Такое понимание разной временной истории основания этих монастырей («первоначального» у Маны и «нового» в устье Печенги) вполне определенно сформулировано в ука­ зах Святейшего Синода периода возобновления монастыря в конце XIX века: «...возбудили ходатайство о восстановле­ нии основанного в 1550 году Печенгского монастыря». Весьма примечательно то, что автор Жития завер­ шает повествование о жизни Преподобного на описа­ нии пострига Трифона в 1533 году. Относительно же истории монастыря, то, если не считать описания его разорения в самом конце Жития, автор ее вообще, мож­ но сказать, не касается: «...и от того времени Пресвятым 1Для обозначения монастырского места поселения Салинген ис­ пользует название Monckenfort - Монашеский форт, тогда как саму Печенгскую губу на своей карте он называет Monckenfjort - Мона­ шеский фьорд. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz