Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
На карте XVI века Симона ван Салингена (истории этой карты мы подробно коснемся позже) мы можем ви деть даже три раздельных монашеских поселения вдоль реки Печенги1. Из них самое первое, дальнее поселение, обозначенное на карте вверх по течению реки, - это мо настырские строения «обители Печенской первоначаль ной», что при Свято-Троицкой церкви. Ныне здесь рас положен поселок Луостари. Ниже изображены монас тырские строения второго, «нового» монастыря, при церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, там, где «Трифонове поле», у реки Княжухи. И ближе всех к морю, в районе Трифонова ручья, самые поздние постройки - церковь Успения Пресвятой Богородицы и при ней Успенская пустынь. Такое понимание разной временной истории основания этих монастырей («первоначального» у Маны и «нового» в устье Печенги) вполне определенно сформулировано в ука зах Святейшего Синода периода возобновления монастыря в конце XIX века: «...возбудили ходатайство о восстановле нии основанного в 1550 году Печенгского монастыря». Весьма примечательно то, что автор Жития завер шает повествование о жизни Преподобного на описа нии пострига Трифона в 1533 году. Относительно же истории монастыря, то, если не считать описания его разорения в самом конце Жития, автор ее вообще, мож но сказать, не касается: «...и от того времени Пресвятым 1Для обозначения монастырского места поселения Салинген ис пользует название Monckenfort - Монашеский форт, тогда как саму Печенгскую губу на своей карте он называет Monckenfjort - Мона шеский фьорд. 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz