Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Иона, попав в монастырскую атмосферу аскетики и мис­ тических созерцаний, под руководством святого Трифо­ на обрел бесценный дар «старцев-заволжцев» - практику умной молитвы, унаследованную ими от афонских мона- хов-исихастов, или «священнобезмолвствующих». О неукоснительной приверженности самого Трифо на этой традиции и о исихастском укладе его духовной жизни имеется ясное свидетельство в Житии Преподоб­ ного. Как известно, «исихия» в переводе с греческого оз­ начает - тишина, молчание. Именно для приобщения к «священнобезмолвию», для молитвенного Богообщения была построена Трифоном Успенская пустынь в стороне от монастыря. «У церкви Успения Пресвятыя Богородицы, в пустыни, куда часто отходил я на Богомыслие и молчание». Пятнадцать лет процветал этот лопарский монастырь на Печенге, там, где в нее впадает река Мана. Он просу­ ществовал до 1549 года, то есть пока ниже по течению реки Печенги, в ее устье, не был образован монастырь несколько иного, нового уклада. В дальнейшей истории монастырь, основанный Трифоном у реки Маны (Намай- оки) в 1533 году, совершенно очевидно, стоит особняком и вовсе не связывается с монастырем на Печенге. Этот факт одновременного существования двух монастырей на Печенге нашел отражение в описании первой российс­ кой карты - «Большого Чертежа»: «...а река Печень вы­ текла из езера, и пала в морскую проливу, а у морской проливы на усть реки Печени два монастыря Печенские» '• 1Спасский Г. Книга Большой Чертеж. М., 1846. С. 160. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz