Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

в северных новгородских землях. «В тех местах прельщае­ мы человеки от невидимого врага диавола, являясь по зва­ нию христианами, обычиев держатся от древних прароди­ телей... Слышахом, что втайне детей своих в жертву зака- лают и образы святых икон огню предают, всячески диаволу угождая, и всякие кудесы творят, чтобы с бесами им беседовать...»1 ПОСТРИГ Митрофан, конечно, волновался. Эти три года были томительными - душа жаждала прощения и приобщения Христовых Таин. Уже и доброе вино фряжское было заго­ товлено, и мука просеяна. Так что забрал он иероинока Илию от Феодорита и привез к себе в Печенгу: «Обрете иероинока Илию и взяв с собой, паки прииде на реку Печенгу, где во имя Живоначаяьныя Троицы построена церковь. Ту святую церковь иероинок Илия освятил и лопарей, которых преподобный отец Трифон породил словом проповеди, он тому иероиноку повелел просвятить святым крещением. И от того же иероинока Илии преподобный отец наш Трифон духом и сердцем правый инок и знаменосец2соделался ». Свершилось. Не стало прежнего Митрофана - родил­ ся инок Трифон. Чудотворец Печенгский и просветитель лопарей. Постриг состоялся 1 февраля 1533 года, на па­ мять мученика Трифона. 1 Насонов А. Псковские летописи / / Летописный отрывок: «В лето 7042-го...» Вып. 1. М.-Л., 1941. С. 143. 2«Знаменосец» - в данном случае - «схимник», в иных древних тек­ стах может означать «чудотворец», «творящий знамения». 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz