Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Освящение двух церквей в Коле и крещение множе­ ства лопарских семей требовало немало времени. Мож­ но только позавидовать очевидцам этих дивных событий. Представим себе: крещальная прорубь в устье реки Колы, оленьи райды, кережи. видимо и куваксу над прорубью соорудили, священноинок Илия, иерей Иоанн ’, диакон Феодорит, все в облачениях, дым кадильниц, вода, подер­ нутая льдом, чин отречения от сатаны... Митрофан же Духом Святым прозрев о приходе иеро- инока Илии, поспешил за ним в Колу. Приход миссионе­ ра Илии прозревали все «чистые сердцем»: «иные мла­ денцы пророчествовали за три дня, и за два, и за день, глаголюще: “Гости к нам будут”, - едва глаголати могу­ щие»2. Так повествует Псковская летопись о приходе чуд­ ного священноинока Илии. Для задержки иеромонаха Илии в гостях у Феодорита была и еще одна причина. Двум книжникам-миссионерам, конечно, было о чем поговорить. Разговор этот, как мы те­ перь знаем, был совсем не праздный. Феодорит, как извест­ но нам из лопарского предания, «широко ходит»3 и земли эти лопарские и карельские исходил вдоль и поперек и мно­ го узнал, и много увидел неблагополучия духовного и реци­ дивов страшного язычества у ранее крещенных северных народов. Эта информация во многом легла в основу знаме­ нитого доклада в 1534 году новгородского владыки Мака­ рия царю Иоанну Васильевичу - «О прелести кумирской...» 1Иерей Иоанн - будущий иеромонах Иона, ученик и сопостник пре­ подобного Трифона. 2 Насонов А. Псковские летописи / / Летописный отрывок: «В лето 7042-го...» Вып. 1. М.-Л., 1941. С. 142. 3Шергин Б. В. Древние памяти. М., 1989. С. 249. 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz