Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
Именно потому знаменитый миссионер и книжник, автор многих служб и канонов, настоятель владычного домового храма Рождества Христова иеромонах Илия, прибывший в Колу от владыки Макария в конце 1532 года, конечно же, имел все полномочия и обладал всей информацией и о Коле, и о Печенге. Добравшийся в са мую темень и непогоду, иероинок вместе с диаконом и «детьми боярскими» в ноябре-декабре 1532 года, «по просьбе лоплян с Мурманского берега, с Колы-реки, с Тутоломи (Туломы)», то есть лопарей, подготовленных к крещению Феодоритом Кольским, здесь, на берегу Колы «церкви Божия свящали: Благовещения Святой Богоро дицы, да Чудотворца Николу в Филиппов пост, и самих многих лопарей крестиша...»1 При этом надо заметить, что в крещении такого под вижного, кочевого народа, как лопари, очень трудно про вести границу: кого подготовил ко крещению Феодорит, а кого Трифон. Как писалось ранее, двигаясь за сезонно кочующими оленьими стадами, лопарские семьи Кольс ких (Кильдинских), Нотозерских, Сонгельских погостов весной (от Феодорита) устремлялись к морским побере жьям (к Трифону), спасаясь от страшных туч кровососу щих насекомых тундры, к губам Мотка, Печенга, Варан- гер-фиорду. Осенью же - наоборот. Так что среди крещен ных зимой 1532-33 гг. лопарей многие недавно вернулись из-под опеки и окормления преподобного Трифона. 1Софийская летопись. Полное собрание русских летописей. Т. 6. СПб., 1863. С. 289. Филиппов (Рождественский) пост: с 28 ноября по 6 ян варя по новому стилю. 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz