Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Митрофан знает - архиепископ Новгородский, несом­ ненно. не забыл ни о нем, ни о его лопарях, ни о церкви. Разговор был серьезный, и благословение святительское было великим. Владыка Макарий явился именно тем че­ ловеком, который, обладая государственным мышлени­ ем. мог в полной мере почувствовать весь великий про­ мысел Божий, возложенный на этого удивительного мужа со столь непростой судьбой, на этого светлого пустынно­ го подвижника, и на ту громадную потребность в нем для набирающей силу державы Российской, с Божией помо­ щью утверждающей свою государственность в тех «пол­ ночных», суровых землях. Не поняв всего этого, можно, действительно, вслед за автором Жития в очередной раз недоумевать, сводя все к случайности, облекаемой в благообразную форму: « Пос­ ле трех лет прииде Преподобный в волостку 1 Колу. И там., Божиим cmpoeHueju, нечаемо, обрете иероинока Илию». Слу­ чайно оказавшийся в Коле иеромонах церковь освятить не может, поскольку не дерзнет. Случайные иеромонахи мощи, антиминсы и прочее потребное для освящения храмов с собой не носят. Надо понимать, что Божий Про­ мысел - « Божие строение» - состоит не в случайном « об­ ретении иероинока», а в особом попечении Господа о про­ свещении этой «полночной страны». 1Исследователя Жития может смутить подобная административная характеристика Колы как волости. Хотя очевидно, что в то время Кола была не более чем погост. Однако вЖитии нет ошибки - «по­ гост в писцовых книгах XVI века иногда заменяется названием уезд или даже волость» (Неволин К. А. О пятинах и погостах Новгород­ ских/ / Записки Императорского русского географического обще­ ства. Кн. VIII. 1856. С. 106). 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz