Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
Подтверждение этому находим в сообщении немца Генриха Штадена 1577 года: «Сюда (в Колу) голландцы и антверпенские торговые люди привезли несколько сот колоколов, которые были взяты из монастырей и церк вей, и всякого рода церковные украшения - венчики, све тильники от алтарей, медные решетки хоров, церковные облачения, кадильницы и многое множество подобных вещей»1. А ведь именно голландцы, как мы хорошо зна ем, частые гости в Монкенфьорде и главные партнеры по торговле с Печенгским монастырем в то время. Именно в монастыре было удобнее всего сбыть с хо рошей выгодой реликвии из разграбленных католичес ких сокровищниц. Таким холодным и расчетливым куп цом из протестантов предстает посещавший преподобно го Трифона голландец Салинген. Его протестантское маловерие хорошо проявилось во многих местах его до несений, таких, как, например: «Они рассказывали, как святые мужи Зосима и Савватий построили на острове монастырь Соловки, с различными прикрасами, которые я счел за басню»2. Эту духовную беду хорошо чувствовал и Трифон Пе- ченгский и «от тамо близких стран от лютерския и кал- винския ереси и от раскольныя слепоты » всячески обере гал свою братию, призывая «яко противным правде зело гнушаться». Встреча Салингена с Преподобным произошла, види мо, в 1565 году. И, может быть, из плена именно таких тор говцев и поспешил вызволить христианскую святыню 1Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. J1., 1925. С. 63. 2Филиппов. С. 302. 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz