Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

крови, падающие на землю” (Лк. 22, 4 4 ) » Таким обра­ зом, камень лежал свободно, и частицы его наверняка увозились паломниками как святыня из Палестины. В наше время это стало уже невозможным - в 1924 году над камнем построен экуменический храм Всех наций. Теперь поговорим о «Святой и Предраэюайшей Крови, излиянной за искупление всех». Оказывается, в средневеко­ вье возможность существования подобной святыни удив­ ления ни у кого не вызывала. «В эпоху крестовых похо­ дов в Константинополь было доставлено много реликвий, выдававшихся за кровь Христа»2. По преданию, первым, кто доставил капли крови Господней в хрустальном фла­ коне в город Гластонбери (Англия), был праведный Иосиф Аримафейский, спасавшийся от преследования иудеев. Позже из Константинополя капли Крови попали в европейские страны: Италию, Францию, Голландию, Бельгию, где хранились в реликвариях католических аб­ батств. Но в XVI веке, как раз в интересующий нас пери­ од, началась так называемая Реформация и еретические учения Лютера и Кальвина захлестнули христианский мир Европы. Многие аббатства были разграблены, а хри­ стианские святыни и реликвии поруганы. Однако свой­ ственный Европе практицизм проявился и в этой исто­ рии. Голландские купцы быстро сообразили, что имеется обширная территория православной России, где все не нужное теперь для протестантской церкви (утварь, коло­ кола, реликвии) можно сбыть с выгодой для себя, в том числе и на Русском Севере. 1Путеводитель во святый град Иерусалим. М., 1898. С. 80. 2Тардже Дж. Мир паломничества. М., 1998. С. 32. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz