Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
ему нечто малое. Он же, видя любовь мою ко гробу Господ ню, отодвинул доску в головах гроба и, взяв небольшой святой камень, подарил его мне, запретив кому бы то ни было в Иерусалиме об этом говорить»!. Что касается рассматриваемого нами исторического периода, то в XV веке мы находим описание паломниче ства в Иерусалим, совершенного в 1466 году неким «гос тем 2Василием»: «Мы видели то место, где распяли Хрис та, и гора расселась от страха Его, и изыде кровь и вода до главы Адамовой. Оттуда сошли мы, где лежала Адамова голова, и поклонились там»3. Несомненно, камни от горы Голгофы являлись свя тыней, и паломники вполне могли приносить их с собой, возвращаясь в родные места. Другим местом поклонения, связанным со священ ным камнем, является Гефсиманский сад, где на камне в ночь перед распятием Господь изливал свою скорбь в Молении о Чаше. В IV веке над этим камнем была пост роена «прекрасная церковь», которая просуществовала до VIII века, «когда была разрушена землетрясением»"1. В 1870 году эти места посетил иеромонах Арсений, под робно описавший место Моления о Чаше: «Сохранилась лишь П-образная стена, в основании лежит большой са мородный камень, с жилками красноватого или кровя ного цвета как бы в память совершенного тут подвига, во время коего капли пота Спасителя были “как капли 1Житие и хождение Даниила, игумена земли Русской. М.. 1999. С. 44. 2 Гость - по-церковнославянски купец. 3Митрополит Макарий. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 4. С. 299. 4Беляев JI. Христианские древности. М., 1998. С. 66. 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz