Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Евангелия среди лопарей: «А потом, разумея духом просве­ щенным, показывая нм дивный всех просвещающий камень Гос­ пода Иисуса Христа и пребезценное сокровище - Его Святую и Предражайшую Кровь, излиянную за искупление всех». Воспринимается все это как полная нелепица, вводив­ шая в искушение историков. Так что во всех более поздних редакциях этот абзац просто опускался как бессмысленный. Никак не поясняет это место и автор, иеромонах Сер­ гий, видимо, не дерзнувший выкинуть эту подлинную, живую деталь из «книжек самовидцев », но также не имея каких-либо соображений на этот счет. Среди исследований последнего времени лишь однаж­ ды встречаем мы попытку как-то объяснить эту запись: «Он показывал северянам священные реликвии: «просве­ щающий камень Иисуса Христа и Его кровь». Обычно такие реликвии встречали на своем пути паломники, со­ вершавшие далекие хождения в Палестину»1. ИЗ ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКИХ РЕЛИКВИЙ Давайте перенесемся в те давние времена и попыта­ емся отстоять правдивость «самовидцами писанного» рас­ сказа о священных реликвиях Трифона. В истории Русской Православной Церкви самым пер­ вым паломником, оставившим нам описание Святой Зем­ ли, был игумен Даниил. В его «Хождении» (1106-1107 годы) есть пример того, как могли обретаться священные релик­ вии, и в частности «камень Господа Иисуса Христа». «Я по­ чтил гроб Господень и как мог ключаря поблагодарил, дав 1Белоброва О. А. Словарь книжников и книжности Древней Руси// Житие Трифона Печенгского (Кольского). Л., 1988. Ч. 1. С. 338. 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz