Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
Чтобы нанять в Новгороде мастеров для строитель ства церкви «за сезон», да еще в столь дальних, непривет ливых местах, для этого надо было иметь весьма нема лые средства. Но как раз в это время Великий князь Васи лий III, выражая свое благорасположение к новому Новгородскому Владыке за его усердные моления «о раз решении от бесплодства» княгини Елены, возвратил Ма карию богатейшую новгородскую святительскую казну, отнятую еще в 1478 году. Так что, думается, святитель Макарий поддержал Трифона не только своим святитель ским благословением, но оказал ему и достаточную ма териальную поддержку в этом важном деле. «ПЛОТИЮ КРЕПОК» В эпизоде Жития, где повествуется о строительстве Трифоном Троицкой церкви, мы встречаем одно из мно гих указаний на великолепные физические данные под вижника: «...в ночах в непрестанных молитвах пребывая, днем за три поприща 1 на плечах своих для церковного стро ения бревна и тес и иное потребное носил». Совершенно очевидно, что для того чтобы на такое расстояние одному носить бревна2, надо обладать уникальной физической силой. И действительно, преподобный Трифон помимо своей высочайшей святости обладал завидными физичес кими данными. Об этом говорит и тот факт (и это прак тически единственный случай в древней агиографии), что в Житии дается описание внешнего вида святого: «Рос том святой не мал, плотию крепок, мало плешив...» В этих 1 Поприще - расстояние около 1,5 км. 2Длина бревна для строительства - минимум четыре метра, но обыч но - шесть. 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz