Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

И еще одно надо понимать: прошло уже 17 лет с мо­ мента того последнего рокового убийства1. Думается, книжник Феодорит в те долгие зимние вечера, когда «пре­ бывали они вкупе», подробно просветил Митрофана в канонических правилах Русской Православной Церкви. В частности, рассказал о том, что в соответствии с Апос­ тольскими правилами и правилами Василия Великого, убийство подразделяется на: «волею» и «неволею» совер­ шенное. «Неволею убивший десять лет да не причастит­ ся Святых Таин. Волею убивший и потом покаявшийся двадцать лет да будет без причастия Святых Таин»2. Даже если убийство Елены было бы расценено как случайное («неволею»), то все иные убийства при разбое требовали полной 20-летней покаянной епитимьи, что мы и наблю­ даем в полностью каноничных действиях архиепископа Макария в отношении обратившегося к нему Митрофа­ на. Епитимия, которой Митрофан сам, по внушению Бо­ жьему, подверг себя 17 лет назад, не была снята Новго­ родским святителем в этом, 1530 году, и столь очевидно необходимый Митрофану монашеский постриг владыка Макарий не совершил. Видимо, «много крови пролил на границе» атаман Митрофан, и срок отлучения от причас­ тия сокращен ему не был. Что же касается благословенной грамоты на строи­ тельство церкви, то ее Митрофан получил и даже нанял строителей - рубить на Печенге новую «церковь во имя Святыя и Живоначальныя Троицы». 1 «В гневе на жену свою употребивший секиру есть убийца» (Прави­ ло № 8 святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадо- кийской). 2 Правила Православной Церкви с толкованиями епископа Никоди­ ма. Троице-Сергиева Лавра. 1996. С. 484. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz