Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Причина невозможности для Митрофана совершать Та­ инство Крещения, надо полагать, была иного, канони­ ческого рода. В 1530 году учитель его и сомолитвенник иеродиакон Феодорит, вернувшийся из Кандалакшских пределов и те­ перь трудившийся над оглашением кольских лопарей, на­ думал идти к Новгородскому Владыке, просить благосло­ вения на строительство Благовещенской церкви в Коле Вот с ним-то, впервые после многолетнего пустынножи­ тельства решился и Митрофан идти на поклон к архиепис­ копу, в родные Новгородские пределы. Житие как при­ чину этого хождения называет ту же необходимость, что и у Феодорита, - «у архиепископа взять благословенную гра­ моту » на постройку церкви. Да, конечно, получение благословения на строитель­ ство храма канонически весьма важно2, но, думается, для Митрофана главная причина все же была иной. Причина эта - потребность воссоединиться с Церковью, прибег­ нуть, наконец, к спасительной силе Церковных Таинств Покаяния и Причастия и получить архипастырское бла­ гословение на нынешнюю свою миссионерскую деятель­ ность. Таковыми были главные побудительные мотивы выхода отшельника в мир. 1 Об этих событиях подробно см.: Иеромонах Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Мурманск, 2002. С. 60-63. 2«Никто церковь не может основать, ниже каменную, ниже деревян­ ную, кроме самого епископа. Аще кто дерзнет без благословения епископа начать церковь создавать, извержению подлежит...» (Треб­ ник. М , 1984. С. 27). 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz