Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Это был долгий и изнурительный труд просветителя. Полночные земли зачарованной Похьёлы, древнее кол­ довское Лукоморье, нехотя и упорствуя, расставались с языческим мраком безбожия. « В том благовестии святый муж доброго желания потрудился не мало лет». ОСТРОВОК ПРАВОСЛАВНОЙ СВЯТОСТИ Об одиноком подвижнике и его часовенке в дремучем лесу заговорили. «Русские рыбопромышленники, каждое лето посещавшие Мурманский берег, стали охотно наве­ дываться к часовне Преподобного и уделяли десятую часть со своего улова » \ Прослышали о святом месте и богомоль­ цы, приходившие в Соловецкий монастырь, а наиболее усердные из них добирались и до Печенги. Считалось хо­ рошим делом унести с собой пучки травы, собранной вок­ руг часовенки и келии отшельника. Многие жертвовали «на помин души». Постепенно у Митрофана стали соби­ раться средства на устройство настоящей церкви, о чем просили его и промышленники-поморы: «Где Церковь православная - там и земля родная». К тому времени и многие лопари « окрест рек Печенги и Пазреки», покоренные кротостью, смирением и любовью Митрофана, уверовали в Истинного Бога и желали принять Святое Крещение, а иные задумывались и об иноческих обетах. «Но Святым Крещением их не просветил, понеже не имел Преподобный иерея». Так объясняет Житие, хотя извес­ тно, что, если нет в округе священника, то «в случае нужды может крестить и каждый мирянин и даже женщина»2. 1Филиппов. С. 263. 2Св. Никифора Исповедника правило 44. Правила Православной Цер­ кви с толкованиями епископа Никодима. Троице-Сергиева Лавра, 1996. Т. 2. С. 593. 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz