Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
за волосы и долгое время волокли его, вследствие чего он оплешивел. Бог наказал лопарей за это и сделал так, что между лопарями теперь много плешивых (Масельга, Нотозеро, Сонгелы)»1. Интересно в этой связи наблюде ние нейтрального очевидца - журналиста Архангельских губернских ведомостей в 1861 году в его заметке «О пе- ченгских лопарях»: «Другое обстоятельство, на которое нахожу нужным обратить внимание читателя, - это раз витая здесь плешивость. Головы многих лопарей букваль но голы, как ладонь. Явление это я встречал, правда, и в других погостах, но гораздо реже, чем в Печенге»2. Преподобный неоднократно подвергался смертель ной угрозе, «но Бог хранил его. Когда он приходил к ним (лопарям), они отводили его на ночлег к медвежь ей берлоге, подмешивали сору и всякого зелья в еду и питье, которое он употреблял, и всячески мучили его»3. И, конечно же, более всего применяли излюбленный прием бесовский - всяческие устрашения: «...яко львы, на благовестника Христова рыкаху и яко медведи ревуще и различно страшаще ». И, надо думать, искусство так 1Харузин. С. 210. Предание это, несомненно, отражает реальные со бытия, сопровождавшие евангельскую проповедь Трифона. Что же касается плешивости, то Господь отметил ею северных аборигенов много раньше, поскольку еще историк древности Геродот писал о них: «Народ же оной есть плешивы родятся, и называют их арги- неи. И тако далеко мир и земля известны» (Цит. по: Татищев В. Н. Избранные труды по географии России. М., 1950. С. 44). 2 Соловьев К. Очерки Архангельской губернии //Архангельские гу бернские ведомости. Арх„ 1851. № 3. 3Филиппов. С. 263. 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz