Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
и его замечание раскрывает один из ее принципиальных аспектов. Путь исихаста - путь восхищения его духа в об ласть явлений духовного мира. Вторжение подвижника в эту область приводит к неизбежному столкновению с си лами «князя, господствующего в воздухе» (Еф. 2, 2), и вы нуждает человека вступать в «брань с вражескими сила ми: видимыми и невидимыми, имеющими космические измерения. Эта брань предшествует восхищению и просве щению нетварным Светом, что и является победой, имею щей сверхмирную перспективу» \ Лопари, испокон веку живущие в постоянном, буднич ном общении с духами нечистыми, прибегая к их помо щи во всех своих житейских бедах и нуждах, надо пони мать, находились в полной их власти и с неизменной го товностью творили волю бесовскую, исполняя любое повеление этих «духов злобы поднебесных». Житие хо рошо передает, что началось с лопарями, как только в этих мрачных, колдовских местах раздалось Евангельское бла говестив: «...разъярялись яко звери, неисповедимые делая пакости праведнику Божию, за власы таская, и о землю метая, и толкая и избивая и вопяще на него, что если от пределов их не изыдет и попробует еще к ним подойти, то примет горькую муку и саму смерть примет». Об этом периоде проповеди Трифона сами лопари еще в начале XX века вспоминали: «Народ лопарский не хо тел принимать святое крещение и делал разные неприят ности св. Трифону. Раз собрались большой толпой к нему, и когда преподобный Трифон вышел, они схватили его ' Архимандрит Захария (Захару). Христос как путь нашей жизни. Вве дение в богословие старца Софрония (Сахарова). М.. 2002. С. 221. 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz