Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

«ДИВНЫЙ В ПРОПОВЕДИ» Итак, Митрофан приступил к лопарям Печенгского погоста с проповедью Слова Божьего. «Начал любезно ска­ зывать о слепоте их и о диавольском омрачении». Вот тут- то он в полной мере и уяснил суть предупреждения апос­ тольского о необходимости пребывать «во вся оружия Божия, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф. 6, 13), ибо «наша брань не про­ тив крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12). А также с благодарностью вспомнил науку умного молитвенного делания, что преподал ему Феодорит, на­ уку «храбрых воинов Христовых, яже воюют против на­ чал властей темных, миродержцев века сего»1. Заметим по ходу, что приведенные выше слова князя Андрея Курбского вовсе не поэтическая метафора. Будучи духовным сыном преподобного Феодорита, надо полагать, князь был достаточно искушен в исихастской практике2, 1Курбский. С. 325. 2 Исихастская практика, или священнобезмолвие, - «глубинный стер­ жень православной духовности, квинтэссенция православного рели­ гиозного типа и стиля» (Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. М., 1998. С. 187). «Содержание исихастской практики - это путь духовно­ го восхождения, трансформация сознания и цельного духовного су­ щества подвижника, ориентированные на “обожение”, то есть ради­ кальное онтологическое изменение фундаментальных основ и опре­ деляющих свойств человеческой природы... “Лествица” духовного восхождения, ступени, выделяемые Традицией, суть следующие: борь­ ба со страстями - исихия - сведение ума в сердце - непрестанная молитва - бесстрастие - чистая молитва» (Хоружий С. С. О старом и новом. СПб., 2000. С. 240-241). 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz