Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).
«11еченска зимня» '. Именно поэтому в некоторых отече ственных и зарубежных исследованиях этот 1524 год спра ведливо считается годом прихода Трифона на проповедь в Печенгские края Феодорит в это время направляется с проповедью в районы реки Нивы, к Кандалакшскому заливу, в места обитания Лешей Лопи и Лопи Верхней Земли. Здесь уже в 1526 году он добивается видимых успехов, строит цер ковь и готовит многих «лоплян ко крещению». Об этих событиях мы знаем из Ростовской летописи: «К жителям Киндолажской губы, или лопарям, великий князь посы лал священника и диакона. Сии, нашедши у них много уже знания о христианстве, вскоре многих крестили и воздвигли храм во имя Рождества Иоанна Крестителя и в память духовного рождения крестившихся»3. Митрофан же вернулся на «приморие великого океана, в часть норвежской земли, разжегшийся желанием» просве тить светом веры Христовой любезных ему печенгских лопарей. «Тогда задумал он построить небольшую часовен ку. Сам рубил для нее бревна в печенгском лесу и носил их на своих плечах. В этой часовне поставил иконы, им же самим написанные»4. Часовенку эту Митрофан поставил 1Огородников Е. Мурманский и Терский берега по книге Большого Чертежа. СПб., 1869. С. 53. 2 См., например: Архиепископ Филарет (Гумилевский). Русские свя тые, чтимые всей Церковью или местно. Чернигов, 1861. С. 554; Ва- лингТ. Гортер-Гренвик. Часовня святого Георгия и история Русской Православной Церкви в северной Норвегии. Вадсе, 1989. С. 13. 3Начертание Церковной истории от Библейских времен до XVII века. Отд. И. СПб., 1877. С. 440. 4 Печенгский монастырь, ныне исчезнувший с лица земли. Предание, добавленное архивными данными. Изд. Т. Ф. Кузина. СПб., 1893. С. 4. 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz