Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие, предания, исторические документы : опыт критического переосмысления / иером. Митрофан (Баданин). – Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2003. – 295 с. : ил. – (Православные подвижники Кольского Севера ; кн. 2).

Но начало пути православного подвижника и просве­ тителя - это постижение науки «умного молитвенного делания», стяжание Святого Духа и обожение плоти для «спасения самого себя», дабы «вокруг могли спастись тысячи». Самый прямой путь к этому стяжанию, а также к обретению премудрости Божественных откровений ле­ жит через опыт непосредственного Богообщения в Фа­ ворском свете нетварных энергий *. Около пяти-шести лет постигал Митрофан эту вели­ кую науку, пребывая «вкупе» с Феодоритом и научаясь «священнобезмолвию» в иноческом житии. Думается, что и свой первый навык Евангельской проповеди на лопар­ ском языке Митрофан приобрел в совместных с Феодо­ ритом опытах живого общения с лопарями. Согласитесь, одно дело - бесхитростная житейская беседа и совсем дру­ гое - проповедь Божественных истин и догматов Веры, что и на родном языке далеко не каждому под силу. Примерно к 1524 году учитель Феодорит почувство­ вал, что Митрофан достаточно укрепился духом и вполне готов к самостоятельной Евангельской проповеди среди язычников. Стало понятно, что они уже могут разделить­ ся и приступить к оглашению лопарского народа в двух различных районах его обитания. Митрофан возвращается в места своих первоначаль­ ных покаянных скитаний - в район реки Печенги. Он идет к своим давним знакомым, к лопарям из поселения в ус­ тье реки Маны (Намайоки). Это там, где на картах издрев­ ле обозначается место зимнего лопарского погоста, или 1Более подробно историко-богословский аспект этой святоотеческой традиции мы рассмотрим позже, в соответствующих главах. 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz